Крипторасплата: цифровая валюта официально входит в УК и УПК

В последние дни в СМИ активно обсуждают «революционные» поправки о включении цифровой валюты в уголовное законодательство. Но так ли радикальны эти изменения на самом деле? Разберемся, что действительно предлагают законодатели и как обстоят дела с регулированием криптовалют сегодня.
Как регулируют цифровую валюту сейчас: пробелы и противоречия
Цифровые активы уже давно стали частью уголовного права и процесса, несмотря на отсутствие четкого законодательного регулирования. Правоохранительные органы, столкнувшись с новыми вызовами цифровой эпохи, постепенно вырабатывают собственные механизмы работы с криптовалютами, адаптируя существующие нормы к современным реалиям.
На сегодняшний день следственные и судебные органы фактически признают криптовалюту имуществом, что позволяет накладывать на них арест, изымать и конфисковывать в рамках уголовных дел.
Для холодных кошельков (хранящихся на физических носителях) процедура изъятия отработана достаточно четко — изымаются сами носители (флеш-накопители, жесткие диски) и данные доступа к ним.
В случае с горячими кошельками (онлайн-хранилищами) правоохранители используют механизм перевода средств на специальные государственные адреса для обеспечения их сохранности до окончания судебного разбирательства.
Однако процессуальные сложности остаются. Главная проблема – отсутствие законодательно закрепленного механизма обращения взыскания на цифровые активы. Кроме того, сохраняются сложности с тем, в каком именно порядке должно происходить изъятие цифровых активов. Другими словами: как это делать законно?
Несмотря на это, следственная практика показывает, что российские правоохранительные органы постепенно нарабатывают эффективные методики работы с цифровыми активами: формируется база знаний по расследованию преступлений, связанных с криптовалютами.
Таким образом, хотя формального признания цифровых активов в уголовном законодательстве до сих пор не произошло, правоохранительные органы уже активно использует их в своей работе, постепенно формируя новую правоприменительную практику. Вопрос теперь лишь в том, насколько быстро законодатель сможет подвести правовую основу под уже сложившиеся механизмы.
Что хотят изменить?
Ожидается, что в ближайшее время законодательное закрепление статуса цифровых активов в УК и УПК РФ устранит существующие правовые пробелы и создаст более четкие механизмы работы с криптовалютами на всех этапах уголовного процесса.
Основные планируемые изменения коснутся ключевых аспектов взаимодействия правоохранительных органов с цифровыми активами.
В первую очередь предполагается дополнить ст. 115 УПК РФ положениями о порядке наложения ареста на криптовалюту, что позволит установить единые стандарты для ограничения распоряжения цифровыми активами в ходе расследования преступлений.
Также, в рамках инициативы, Правительством будет разработан порядок, позволяющий обеспечить сохранность арестованной цифровой валюты, а криптоорганизации обяжут предоставлять информацию о цифровой валюте судам, следователям и дознавателям.
Особое внимание уделяется процедуре изъятия цифровой валюты при производстве следственных действий. Уголовно-процессуальный кодекс планируется дополнить ст. 164.2 УПК РФ, где будет описан процесс изъятия цифровой валюты при производстве следственных действий, включая особенности работы с различными видами криптокошельков (холодными и горячими), а также порядок документального оформления таких операций.
Кроме того, законодатели рассматривают возможность внесения изменений в другие положения уголовного закона: конфискация имущества (дополнить ст. 104.1 УК РФ), а также внести дополнения в иные составы, связанные с цифровой валютой.
Заключение
Предстоящие изменения в УК и УПК РФ, касающиеся цифровых активов, безусловно, представляют собой важный шаг в формализации работы правоохранительных органов с криптовалютами. Однако при детальном анализе становится очевидным, что предлагаемые поправки носят скорее декларативный характер и вряд ли смогут кардинально изменить сложившуюся практику.
Основная проблема заключается в том, что новые нормы, по сути, лишь дублируют уже существующие механизмы работы с имуществом, механически перенося их на цифровые активы.
Фактически мы можем получить ситуацию, когда формальное наличие правового регулирования будет создавать иллюзию решения проблемы, в то время как реальные сложности в работе с цифровыми активами останутся неразрешенными.
Контактная информация

