На принудительные работы отправят в булочные и парикмахерские
Минюст России подготовил уточнения порядка отправки граждан в исправительные центры (ИЦ) и надзора за приговоренными к принудительным работам. Комментарий юриста CDF Даниила Горькова.
Минюст России подготовил уточнения порядка отправки граждан в исправительные центры (ИЦ) и надзора за приговоренными к принудительным работам. В том числе прописан механизм реализации такой законодательной новации, как трудоустройство у индивидуальных предпринимателей (ИП). Эксперты подтвердили, что распространение принудиловки, например, на булочные, парикмахерские, кафе, ремонтно-бытовые сервисы требовало корректировки подзаконных актов. Есть и опасения, что намерение Минюста дать ИП право просить о наказании нерадивых работников может привести к злоупотреблениям.
Один из спроектированных приказов Минюста предусматривает, что осужденные к принудительным работам будут самостоятельно следовать к месту отбывания наказания. То есть без сопровождения сотрудников ФСИН, что пока еще требует действующий порядок, утвержденный в 2020 году. Другой документ устанавливает единый механизм перевода из одного ИЦ в другой в пределах одного региона. Устанавливаются определенные сроки и для принятия таких решений, и для направления бизнесу запросов о возможности размещения осужденных, которым неотбытая часть срока лишения свободы заменена принудиловкой.
Как пояснил «НГ» юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков, очевидно, что поправки Минюста «призваны экономить силы должностных лиц и сотрудников исправительной системы». Однако также еще «в большей степени гарантировать конституционные права граждан, отбывающих наказание в различных исправительных учреждениях». Между тем, кроме этих очевидных положений, в приказах Минюста есть и не настолько очевидные уточнения. А есть и такие, что вовсе потенциально опасны для тех, кто направляется на принудительные работы.
К примеру, ведомство утверждает и порядок надзора за теми из них, кто попадет в распоряжение ИП. Напомним, что с начала октября вступят в силу поправки в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), которые данную новацию разрешают. Сотрудники ИЦ будут ежедневно проверять осужденных «с помощью средств связи», а дважды в месяц – лично приходить к бизнесменам за оценкой поведения их работников. «В случае отказа от работы или самовольного оставления работы у ИП меры надзора ужесточат», – говорится в проекте.
Адвокат КА Pen & Paper Виталий Кулапов напомнил «НГ», что речь идет, в частности, о ст. 60.1–60.9 УИК). Так что подготовка Минюстом вышеназванных проектов обусловлена новыми требованиями закона. Ранее те лица, которые осуждены к принудительным работам либо желают замены на них неотбытой части срока, могли быть привлечены к труду только в организациях любой формы. Это создавало трудности, поскольку в каких-то регионах таковых структур могло и не быть. Тем более что место работы осужденного определяется администрацией ИЦ, а она обязана исходить из наличия рабочих мест именно в организациях. В случаях же самостоятельного трудоустройства у ИП работа осужденного могла быть и не засчитана в срок наказания, сам же он мог быть признан уклоняющимся от отбывания данного вида наказания. При этом, подтвердил Кулапов, от ИП к ФСИН постоянно поступали и поступают запросы и предложения о трудоустройстве осужденных разнорабочими, грузчиками, дворниками и т.д. При наличии же у тех специальных навыков или образования – парикмахерами и швеями, водителями и кладовщиками, а также поварами, малярами, слесарями, сварщиками, каменщикам, плотниками и пр., даже менеджерами. Так что приказы Минюста приведут к увеличению реестра предприятий, в которые могут быть направлены осужденные на принудительные работы, а это, в свою очередь, поспособствует расширению практики применения судами такого наказания вместо лишения свободы. Исключение требования об обязательном конвоировании этих осужденных в другой ИЦ поможет более оперативно принимать необходимые решения. И уже не учитывать фактор дефицита кадров во ФСИН, из-за чего требуется ожидать формирования конвоев, которые требуют и дополнительных сил личного состава, и бюджетных затрат.
Однако, сказал «НГ» вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, в новых правилах сразу заметна масса теоретически опасных моментов. Особое беспокойство вызывает возможность в случае нарушения режима использовать взыскание, например, в виде ареста до 15 суток. «Но кто будет делать ШИЗО для ИЦ? А главное – кто будет присматривать за правомерностью наказаний в ситуации, когда практически исчез институт независимых наблюдателей?» – возмутился он. Без общественного контроля в ИЦ смогут без проблем нарушать права осужденных – как трудовые, так и личностные. «Скажем, шантажировать отправкой в ШИЗО, если те будут отказываться от переработок или не молчать о прочих нарушениях, то информация о взысканиях, в том числе и надуманных, будет передаваться в инспекции УИС. А это грозит как ужесточением режима, так и переводом обратно в колонию», – заметил Мельников. То есть будет действенное средство давления на осужденных, которые не захотят исполнять каждое требование своих работодателей, опасается он. И также допускает, что еще начнутся и проблемы с удержанием денежных средств с заключенных – за дорогу, питание, проживание, коммунальные услуги. Так что формально им могут написать зарплату какую угодно, но далеко не факт, что такие суммы будут выдавать им на руки. Мельников напомнил «НГ», как это бывает в колониях-поселениях, когда их контингент оплачивает и компенсации по искам потерпевших, и завышенные расходы на проживание, после чего люди часто остаются фактически без денег. «Так и по выходу с шестидневной и двенадцатичасовой рабочей недели принудиловки осужденные вдруг будут получать лишь какие-то несколько сотен рублей», – предположил он.
Как заметил вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Денис Лактионов, в п. 7 раздела 2 проекта приказа Минюста говорится, что при отказе осужденного от приобретения проездных документов за собственный счет «ему выдаются необходимые для прибытия в ИЦ проездные документы или денежные средства на время проезда, также продукты питания или денежные средства на приобретение продуктов питания на время следования в ИЦ». То есть можно предположить: речь идет о том, что осужденному необходимо предложить вариант с оплатой проезда из личных средств, может быть, он решит выбрать более комфортные условия. Но в том случае, если у него такой возможности нет или он отказался, то проезд будет оплачен из бюджета. Поэтому «не исключено, что в дальнейшем затраченные средства могут взыскать из заработной платы осужденного». Однако в целом, полагает Лактионов, оба приказа Минюста можно считать шагами к гуманизации. К сожалению, суды достаточно редко назначают принудительные работы, подчеркнул он: «В моей практике подобное произошло год назад. Сказал бы так, что судья не зачла домашний арест в счет назначенных принудительных работ, что она должна была сделать, и поэтому в дальнейшем это было исправлено». Но вообще данный вид наказания уже входит в обиход. По его мнению, «невозможно сразу все предусмотреть, оба приказа, конечно, еще будут уточняться, дополняться». «Считаю положительным моментом, если осужденных смогут направлять к индивидуальным предпринимателям. Это расширяет возможности трудоустройства, что, безусловно, опять же скажется на частоте применения такой меры наказания. Но то, насколько в этих работниках будут заинтересованы сами предприниматели, пока сложно сказать», – подытожил Лактионов.
Екатерина Трифонова
Источник: https://www.ng.ru/politics/2023-09-07/3_8821_prisoners.html