Принят закон о введении в России института пробации

Комментарий юриста Criminal Defense Firm Даниила Горькова для Адвокатская газета.
Внесенный в Госдуму законопроект принят практически без изменений.
Как ранее указывали эксперты, вопросы содействия в трудоустройстве, получения профессионального и высшего образования, медицинской помощи выглядят декларативно, а реализация законопроекта в отдельных субъектах РФ может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости.
25 января Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 232770-8), которым вводится институт пробации в РФ.
В соответствии с законом пенитенциарная пробация будет осуществляться по следующим направлениям:
- проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы, оказание им психологической помощи в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
- социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания;
- подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
Закон в ч. 5 ст. 16 «Подготовка осужденных к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, и оказание таким осужденным содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве» предусматривает, что социальная помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве могут предусматривать:
- организацию получения среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, прохождения профессионального обучения в соответствии с законодательством;
- содействие в получении высшего образования;
- организацию мероприятий, способствующих трудоустройству осужденных после их освобождения;
- заблаговременное информирование об освобождении осужденного его родственников либо иных лиц;
- предоставление контактной информации иных должностных лиц и организаций, к которым (в которые) может обратиться осужденный, освобождаемый из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, проведение телефонных переговоров с указанными лицами и представителями указанных организаций;
- открытие индивидуального лицевого счета и оформление документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, присвоение индивидуального номера налогоплательщика, оформление паспорта, пенсионного удостоверения, полиса обязательного медицинского страхования;
- обеспечение бесплатного проезда к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
- при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение обеспечение одеждой за счет средств федерального бюджета в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством;
- при отсутствии денежных средств у осужденного выплату в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством единовременного денежного пособия в размере, устанавливаемом правительством;
- организацию сопровождения к месту жительства осужденного, освобождаемого из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, родственниками, иными лицами, в том числе добровольцами (волонтерами), либо работником указанного учреждения;
- получение характеристики по месту отбывания наказания, характеристики психолога, справки о размере заработной платы, медицинских документов (их копий) и выписок из них.
Согласно закону в отношении лиц, за которыми судом установлен административный надзор, постпенитенциарная и исполнительная пробация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Законом об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Ранее в комментарии «АГ» адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский заметил, что определенные технические вопросы, связанные с проездом лиц, в отношении которых применяется пробация, к месту их трудоустройства, обеспечение их в случае необходимости зимней одеждой и т.д. предлагается урегулировать соответствующим профильным – в данном случае уголовно-исполнительным – законодательством, что, вероятно, правильно. Однако вопросы содействия в трудоустройстве, получения профессионального и высшего образования, медицинской помощи выглядят декларативно.
«Конкретные механизмы реализации данных положений авторы законопроекта также предлагают урегулировать в соответствующих профильных законах и подзаконных нормативных актах. Но, исходя из того что предлагаемый законопроект позиционируется как некая кодификация разрозненных положений, связанных с пробацией, представляется целесообразным именно в нем предусмотреть хотя бы рамочно конкретный порядок, сроки и гарантии реализации перечисленных прав, предоставляемых лицу, в отношении которого применяется пробация. В предлагаемом виде такие гарантии выглядят несколько декларативно. Так, например, авторы законопроекта конкретизировали помощь в трудоустройстве, сведя ее к информационной поддержке, в то время как общая логика законопроекта предполагает создание механизма, гарантирующего трудоустройство, а не информирующего о вакансиях. То же самое касается необходимости детализации иных механизмов, связанных с ресоциализацией лица, отбывшего наказание, вплоть до, например, установления определенных квот в образовательных учреждениях для лиц, в отношении которых применяется пробация», – указал адвокат.
Без такой конкретизации, по мнению Сергея Колосовского, сами по себе предлагаемые поправки не будут иметь практического значения, поскольку их реализация будет осуществляться в рамках иных законов и подзаконных актов, а также в ходе правоприменительной деятельности должностных лиц государственных органов, участвующих в пробации.
Юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков указал: несмотря на утверждение Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 г., проблемы с занятостью и реинтеграцией осужденных после выхода из колоний толкают последних на новые преступления. Так, по данным ФСИН, только за первое полугодие 2020 г. более 18 тыс. человек была нужна помощь в поиске работы, и только 3933 были трудоустроены. У остальных же имеется высокий риск рецидива из-за отсутствия трудоустройства и, соответственно, источника доходов. «Необходимо отметить, что часто проблемой трудоустройства бывших осужденных становится отсутствие образования и навыков, соответствующих быстро меняющимся потребностям рынка труда. В связи с этим сегодня в местах лишения свободы у заключенных есть возможность получать высшее образование дистанционным способом, имеется широкая сеть профессиональных училищ, а также производственная база, позволяющая применять полученные знания на практике, что регламентируется п. 9 ст. 80 Закона об образовании», – указал эксперт.
По его мнению, реализация законопроекта в отдельных субъектах РФ может быть осложнена необходимостью объемов финансирования, укомплектования и обучения новых сотрудников учреждений служб занятости как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Вместе с тем только комплексная работа Минюста, ФСИН, МВД, Минтруда и региональных властей поможет выстроить новую, но столь необходимую для российского общества систему пробации, считает Даниил Горьков.