«Рекорд — 26 звонков за день»: что делать, если банк звонит из-за чужого кредита
Комментарий юриста Criminal Defense Firm Даниила Горькова для banki.ru.
Жительнице Москвы каждый день звонил банк с просьбой связаться со старым знакомым, который взял кредит и пропал. Он указал ее номер телефона как дополнительный для связи, но на самом деле они давно не общаются:
«Я не могу спокойно жить, рекорд звонков от банка — 26 за день, — написала она в Народном рейтинге Банки.ру. — Каждый раз звонят с разных номеров, блокировать не вариант. Никакие доводы с моей стороны не спасают».
Мы разобрались, что делать, если кредитор или коллекторы звонят по чужому кредиту.
Почему звонят по чужому кредиту
Банк, микрофинансовая организация или коллекторское агентство в первую очередь пытаются связаться с самим должником. Если он не берет трубку или отключил телефон, могут звонить по другим номерам, оставленным в анкете заемщика.
При оформлении кредита нужно оставить свой мобильный, домашний (при наличии), рабочий и дополнительный контактный телефон. Дополнительными обычно становятся телефоны родственников, но можно написать и любой другой — номер друга или приятеля. При этом у банка нет обязанности проверять корректность дополнительного телефона.
Еще один случай, при котором абонент может получать звонки из-за чужого кредита — если его номер телефона раньше принадлежал недобросовестному заемщику.
Чего хотят коллекторы и банки
У человека, чей номер заемщик указал в анкете, нет обязанности выплачивать чужой кредит. Банки звонят ему для того, чтобы найти должника или передать ему информацию о долге.
Если вам звонят по чужому кредиту, общайтесь вежливо, предупредите, что записываете разговор, спросите ФИО и должность того, кто звонит, сообщите, что не имеете связи с должником и/или вовсе его не знаете, и попросите удалить номер из базы и больше не беспокоить. Это срабатывает, но, к сожалению, не всегда.
При этом по закону, который Госдума приняла в 2021 году, коллекторы должны общаться только непосредственно с должником и не беспокоить его близких, родственников или соседей, если они не дали на это письменное согласие. На практике, как известно, это тоже не всегда работает.
Как должны вести себя коллекторы
При общении с должником или третьими лицами коллекторы обязаны представляться; звонить в рабочие дни с 8 до 22 часов, а в выходные и праздничные — с 9 до 20 часов; звонить не более раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.
Как прекратить звонки по чужому кредиту
Если устные просьбы не помогают и звонки не прекращаются, нужно действовать официально. Для этого:
- Выясните название банка или микрофинансовой организации, в которых оформлен кредит, и/или коллекторского агентства, которому передан долг.
- Запишите ФИО и должность того, кто звонит.
- Напишите заявление о несогласии на взаимодействие с вами по чужому кредиту. Отнесите его в банк, МФО или коллекторское агентство либо направьте почтой.
- Если звонки после этого не прекратятся, напишите жалобы в Центробанк, прокуратуру и/или Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.
Можно ли наказать за навязчивые звонки
Закон 230-ФЗ определяет ограничения работы коллекторов и кредиторов при взыскании долгов (например, количество и время звонков должникам). Но, по словам юриста Criminal Defense Firm Даниила Горькова, на практике привлечь к ответственности сотрудников этих агентств сложно. Хотя прецеденты есть.
Например, в Смоленской области оштрафовали представителей микрофинансовой организации, которые названивали знакомым должника с требованием вернуть займ. Судебные приставы возбудили дело по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Арбитражный суд признал действия МФО незаконными и назначил штраф в 50 тысяч рублей.
Даниил Горьков также отметил, что в ноябре 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности за неправомерные действия коллекторов. Он должен дополнить УК РФ новой статьей 172.4 — «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». За такие действия депутаты предлагают наказывать штрафом от 300 до 500 тысяч рублей, принудительными работами до пяти лет или лишением свободы также до пяти лет.
«Принятие поправок в законодательство было вызвано большим количеством жалоб на действия коллекторов», — пояснил юрист.
Он добавил, что недобросовестных коллекторов также можно привлечь по ст. 128.1 («Клевета») и 163 («Вымогательство») УК РФ.
Почему еще могут звонить по кредиту, который вы не оформляли
Если вы получаете звонки по поводу кредита, который не оформляли, проверьте еще один возможный вариант — не сделали ли это мошенники. К сожалению, такие ситуации нередки — почитайте историю москвича, с которого МФО требовала 50 тысяч рублей.
Чтобы проверить, какие займы оформлены на ваше имя, закажите свою кредитную историю. Как это сделать, мы подробно рассказывали в этом материале.
Анна Жилова