Изменения в ФЗ «О полиции» в России: расширение полномочий VS ущемления прав и свобод граждан?
08 декабря 2021 года Государственной Думой РФ в третьем чтении принят Федеральный закон 352-8 ГД «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» (далее – ФЗ). Декларируется, что изменения направлены на усиление гарантий прав граждан и уточнение полномочий полиции.
Помимо внесения некоторых уточнений и корректировок в действующую редакцию Закона, предлагаются и более серьезные дополнения.
Расширение круга полномочий сотрудников полиции
1. Часть 4 статьи 5 (Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина) предлагается дополнить пунктом 5.1. После устранения обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, пресечения преступления или правонарушения сотрудник полиции называет свою должность, звание, фамилию. При обращении к гражданину сотрудник полиции предъявляет по его требованию служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения.
2. Пункт 2 части 1 статьи 13 (Права полиции) в новой редакции позволяет сотрудникам полиции требовать от граждан называть свои фамилию, имя и отчество, в случае их обращения к сотруднику полиции.
Кроме того, указанная норма Закона дополнена пунктом 3.1, согласно которому полиции разрешено
в связи с проверкой заявлений и сообщений о происшествиях, отнесенных к ее компетенции, производить осмотры мест происшествий, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению
и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра.
3. В пункте 16 части 1 статьи 13 предлагается предоставить полиции право осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе не только оружие, боеприпасы, патроны
к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, но и скрывают предметы хищения.
4. Статья 15 ФЗ более не предполагает вхождение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Данная норма предоставляет сотрудникам полиции право проникновения
на указанные выше объекты для задержания лиц:
-
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления,
-
застигнутых на месте совершения преступления,
-
скрывающихся с места совершения ими преступления,
-
на которых потерпевшие или очевидцы указывают, как на совершивших преступление.
5. Статья 15.1 ФЗ предоставляет полиции право осуществлять вскрытие транспортных средств,
в том числе проникновение в них, как для спасения жизни граждан, пресечения преступления, так и для других целей (например, для обеспечения безопасности граждан при массовых беспорядках, также для обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если лицо, совершившее данное правонарушение, находится в состоянии опьянения).
Если транспортное средство вскрывается в отсутствие собственника, то он информируется об этом
не позднее 24 часов с момента вскрытия транспортного средства.
6. Статья 16 ФЗ наделяет сотрудников полиции правом оцеплять территории, жилые помещения, строения и другие объекты по решению руководителя территориального органа при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота, либо при наличии оснований полагать, что совершается или совершено преступление, а также для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан.
При этом, в границах оцепления полиция может осуществлять личный осмотр граждан, транспортных средств и перевозимых грузов. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство, полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на оцепленные территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, или его выход за пределы границ оцепления, а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления.
Таким образом, вносимыми в ФЗ поправками существенно расширяется круг полномочий сотрудников полиции.
Минимизация обязанностей
Вместе с тем из ФЗ исключена часть 1 статьи 27 ФЗ (Основные обязанности сотрудника полиции), которая предусматривала:
-
обязанность сотрудника полиции проходить регулярные проверки знания Конституции РФ, иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел,
-
выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом,
-
соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан,
-
не разглашать сведения, составляющие государственную тайну,
-
беречь государственное имущество,
-
и другие обязанности.
На наш взгляд, предполагаемые изменения в большей степени потворствуют деятельности полиции, нежели направлены на реальное усиление прав и свобод граждан.
Алерт в формате pdf доступен по ссылке.