CRIMINAL DEFENSE
Эффективная защита в области уголовного права
Новости
АДВ Газета
26.01.2021
Статья партнера Criminal Defense Firm Ирины Красновой для Адвокатской газеты.
 
Материал выпуска № 2 (331) 16-31 января 2021 года.

В настоящем комментарии к статье Глеба Плесовских «Действенный механизм защиты» (см.: «АГ». 2021. № 2 (331)) автор приводит рекомендации по обжалованию действий и решений следователя, уделяя внимание содержанию жалобы, способам обжалования, тактике и стратегии обжалования.

Все чаще следователи неправильно толкуют и применяют закон. В большинстве своем они уверены, что их задача – обвинять. Исходя из своей практики, отмечу, почти никто из следователей не осведомлен о назначении уголовного процесса как защите личности от незаконного и необоснованного обвинения. Не подозревают о существовании ч. 2 ст. 6 УПК РФ.

Однако законодатель не давал следователям право совершать действия и принимать решения за рамками закона.

Следователи зачастую разрешают ходатайства адвоката, исходя из собственного усмотрения, ссылаясь на то, что вправе «самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий...» (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Причем иногда эта фраза вообще не имеет никакого отношения к заявленному ходатайству. Такая позиция – «боль» уголовного процесса.

Как заставить следователя работать по закону? Поделюсь своими соображениями.

Предмет жалобы

Закон не содержит ограничений предмета обжалования решений следователя в порядке ст. 124 УПК РФ.

В то время как предмет судебного контроля ограничен. Пленум1 запретил вмешиваться в доказательственную деятельность следователя. Так, не подлежат обжалованию: отказ в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств; отказ в возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа; постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы и т.п.

Способы обжалования

Адвокат вправе по своему усмотрению выбрать должностное лицо или орган обращения за восстановлением нарушенных прав. Законом предусмотрена альтернативность обжалования.

Адресатом жалобы может стать руководитель следственного органа, прокурор и суд по месту расследования. Выбор за вами. Однако для каждой рыбы есть свои снасти – необходимо учитывать полномочия.

Бывает целесообразно подать жалобу сразу после следственного действия или даже во время него. Такой способ может помочь незамедлительно остановить незаконные действия следователя.

Решение прокурора (руководителя следственного органа) адвокат может обжаловать непосредственно вышестоящему по отношению к вынесшему постановление прокурору (руководителю следственного органа). Обжаловать лучше по восходящей, а не наоборот. Если начать с вышестоящих структур – путь жалобы увеличивается вместе со сроками ее рассмотрения.

Тактика и стратегия обжалования

Полезно знать, что обжалование в порядке как ст. 124 УПК РФ, так и ст. 125 УПК РФ может принести и «бонусы» в виде информации, прежде неизвестной защите.

Например, возможность ознакомиться с материалом, собранным при рассмотрении жалобы в прокуратуре, и сделать копии, ссылаясь на п. 4.15 Инструкции2.

Жалоба, поданная в порядке ст. 125 УПК РФ, может побудить должностных лиц удовлетворить аналогичную жалобу, поданную ранее в порядке ст. 124 УПК РФ.

Содержание жалобы

Закон не содержит обязательные требования к таким жалобам. Однако очевидно, что в жалобе необходимо указать адресата, от кого и в чьих интересах она составлена. Жалоба должна содержать конкретные факты и аргументацию. Начните сразу с факта, побудившего написать жалобу. Приведите ссылку на норму, подтверждающую вашу правоту. Не стоит перегружать текст объемными цитатами закона и из судебной практики.

На мой взгляд, эффективна короткая жалоба. Это убеждение, среди прочего, основано и на моем прежнем опыте. Будучи руководителем следственного органа, эти жалобы я рассматривала. И позволю себе заметить: чем конкретнее жалоба, тем больше вероятность в ее удовлетворении.

Ошибочно мнение, что короткую жалобу писать быстрее. Иногда значительно дольше. Ведь сократить ее нужно без ущерба для содержания.

Тональность жалобы не должна быть эмоциональной, а тем более агрессивной. Она должна не воздействовать на психику адресата, а побуждать к действию в интересах защиты.

Не стоит писать жалобу разным шрифтом, подчеркивая и выделяя текст. Иногда бывает разумно поместить в жалобу фрагменты обжалуемых решений. Например, в виде картинки.

Высший пилотаж – когда жалоба содержит ценность для адресата. Иначе говоря, должностное лицо понимает, что отказ в удовлетворении жалобы грозит серьезными последствиями уже ему самому. Но такой прием возможен далеко не в каждом деле.
Перед отправкой не будет лишним проверить, подписана ли жалоба.

Обжалуя в суд, необходимо приложить ордер.

Способы подачи жалоб

Можно направлять жалобы в электронном виде. Например, через сайт прокуратуры, следственного комитета. Удобно направить и электронное письмо через приложение почты России. В этом случае в приложении сохранится весь текст жалобы.

Сроки

Закон не содержит сроков подачи жалоб. Однако хороша ложка к обеду. Если предварительное расследование завершено – в рассмотрении жалобы будет отказано.

Жалоба в порядке ст. 124 УПК РФ должна быть рассмотрена в течение трех суток, однако данное требование часто игнорируется. Проблемой стало встречающееся на практике рассмотрение жалобы, поданной в порядке ст. 124 УПК РФ, как обращение граждан, предусмотренное Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такие решения должностных лиц незаконны.

Обращение в суд также может принести разочарование как по срокам рассмотрения, так и по результату. Законом предусмотрено рассмотрение жалобы в течение 5 суток. Но на практике такой срок соблюдается редко. Например, в г. Москве я ни разу не встречала своевременное рассмотрение жалобы в суде.

Самый непростой вопрос – это когда подавать жалобу. Универсального совета нет. Все индивидуально и зависит от обстоятельств дела и предмета обжалования. Главное – не навредить. Однако этот принцип не означает, что нужно воздерживаться от подачи жалоб. Данную процедуру необходимо согласовывать с доверителем, поскольку адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле доверителя.


1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 (в ред. от 29 ноября 2016 г.) «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

2 Приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45 (ред. от 2 декабря 2020 г.) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».