CRIMINAL DEFENSE
Эффективная защита в области уголовного права
Новости
18.02.2022

Комментарий помощника Criminal Defense Firm Даниила Горькова для РБК.  Концепция регулирования криптовалют одобрена, в ближайшее время совместный законопроект представят Минфин и ЦБ. Юристы прокомментировали предложенные меры и рассказали, что, вероятно, будет дальше

8 февраля правительство утвердило концепцию Минфина по регулированию криптовалют. Заместитель председателя правительства и главы аппарата Дмитрий Григоренко поручил министру финансов Антону Силуанову совместно с Банком России до 18 февраля внести в правительство соответствующий проект федерального закона.

В своей концепции Минфин предлагает проводить все операции с криптовалютами через российские банки, устанавливать личность держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. По оценкам экспертов, на которые ссылается министерство, гражданами России открыто несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств на которых составляет около 2 трлн руб.

Проведение операций через банки, как считает Минфин, позволит обеспечить надлежащий контроль за такими операциями и идентификацию всех участников. Чтобы совершать их, клиентам нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. Чтобы контролировать и отслеживать платежи, предлагается использовать сервис «Прозрачный блокчейн» (система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмониторинг). Минфин при этом хочет разрешить работу в России иностранных криптобирж — для этого им надо будет открыть в стране свое представительство. Надзорные функции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.

Плюсы и минусы концепции Минфина

Руководитель практики финтех и крипто юридической фирмы DRC Михаил Быстров

Можно было бы предположить, что концепция должна была бы содержать предложения по детальному регулированию всей отрасли в целом, но это ошибочно. Документ концентрируется исключительно на наиболее непрозрачном, но наиболее выгодном для государства сегменте — купли/продажи и обмена криптовалют, так что майнерам опять придется подождать. Понятно, что прозрачность именно этого сегмента, при его реализации согласно концепции, позволит обложить всех его участников налогом.

Хотя самому факту появления концепции можно только аплодировать, у нее есть как свои плюсы, так и свои минусы. Разберем подробнее.

Концепция подразумевает внедрение исключительно удобной для полного контроля транзакций государством полностью замкнутой экосистемы «банк — обменник / биржа — клиент», причем подразумевается, что эта связка будет работать полностью в онлайн-режиме. Именно банки будут являться так называемыми «организаторами системы обмена цифровых валют» (ОСО). На банки возлагается масса обязанностей, включая проверку «планируемых операций криптовалютного кошелька на предмет возможной связи с незаконной деятельностью в рамках ПОД/ФТ» с помощью цифрового сервиса «Прозрачный блокчейн» от Росфинмониторинга и банковское обслуживание всех участников сделок с криптой. Банки будут обязаны идентифицировать клиентов с учетом требований ПОД/ФТ, и предоставлять клиентам справки по операциям, необходимым для целей предоставления данных в ФНС. Одним из главных нововведений является обязательство тестирования клиентов в целях выделения квалифицированных инвесторов.

Вводится понятие «оператора обмена цифровых валют», которые признаются организациями, осуществляющим операции с денежными средствами по «антиотмывочному» 115-ФЗ. Они разделены на два вида: обладающих базовыми (р2р-обмен) и универсальными правами (цифровые биржи). Это означает не только возможность легализации существующих р2р-обменников, но и возможность создания российских бирж криптовалют. Все такие лица будут обязаны открывать счета/электронные кошельки в банках-ОСО, быть включенными в соответствующий Реестр, который, скорее всего, будет вести ЦБ, идентифицировать клиентов, в том числе, во взаимодействии с банками-ОСО. Дополнительно, они должны будут обладать «соответствующим размером уставных капиталов», но каким он будет, концепция не разъясняет. Поскольку концепция де-факто подразумевает только работу обменников в интерактивном режиме, получается, что все обменники, работающие с наличными, автоматически станут нелегальными.

В концепции обсуждается и регулирование деятельности иностранных бирж. Как и предполагалось ранее, их будут «приземлять» через требование об открытии представительства в России. Важнейшим нюансом является запрет выступать иностранными биржами цифровых валют юридическим лицам, зарегистрированным в юрисдикциях с льготным налоговым режимом налогообложения и/или офшорах. Поскольку подавляющее большинство иностранных криптобирж зарегистрировано именно в таких зонах, для полноценной работы в России им придется работать здесь либо через какую-то «белую» структуру из их группы компаний, либо же такую структуру срочно создавать. Таким биржам потребуется и договор с банком-ОСО, содержащий запрет на вывод денежных средств клиента с иностранной площадки на счета/электронные кошельки, отличные от счета/электронного кошелька клиента у соответствующего банка-ОСО.

Клиентами по сделкам с криптовалютами теперь могут являться как физические, так и юридические лица. Предполагается деление «физиков» на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов с установлением лимитов по операциям — и это то, чего криптосообщество достаточно сильно опасалось. Предъявляемые к «квалам» и «неквалам» требования при этом в концепции не описаны. У клиентов должен быть открыт счет или электронный кошелек у банка-ОСО, и к нему должен быть привязан криптокошелек клиента у обменника/биржи. Важно, что все клиентские операции с криптовалютой будут проходить под полным контролем банков-ОСО — без их одобрения сделки после проводимой банком тех самых «планируемых операций криптовалютного кошелька» завершить сделку будет невозможно.

Как один из вариантов реализации концепции, предлагается доработать уже широко известных «всадников Апокалипсиса» в виде четырех законопроектов от декабря 2020 года — поправок в НК РФ, УК РФ, КоАП РФ и 115-ФЗ. В отношении самого противоречивого из них — поправок в УК — вновь предлагается установить уголовную ответственность за уклонение от обязанности декларирования сведений об операциях, связанных с использованием цифровой валюты. Предлагается и новелла о том, что что совершение преступления с использованием цифровой валюты является обстоятельством, отягчающим наказание.

Напомню, что на момент вынесения на общественное обсуждение в ноябре-декабре 2020 года эти законопроекты являлись непроработанными, крайне «сырыми», и вызвали волну возмущения у криптосообщества и практикующих юристов. По этой причине, если реализации концепции пойдет этим путем, то потребуется глубокая переработка каждого из этих законопроектов с обязательным участием профессионалов из криптосообщества.

Никаких дат реализации концепция не предусматривает, однако, с учетом данного Минфину и ЦБ поручения подготовить к 18 февраля соответствующий законопроект, подозреваю, что мы опять увидим те же самые 4 законопроекта в минимально переработанном виде.

Правоохранительные органы усилят надзор

Юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков

Утвержденную накануне Правительством РФ концепцию можно назвать первым серьезным шагом государства к построению правовой и экономической системы регулирования такого высокорискованного и непредсказуемого финансового инструмента, как криптовалюта.

Участникам криптовалютного рынка необходимо быть готовым к усилению внимания не только со стороны надзорных (ФНС России, Минфин России, Росфинмониторинг и т.д.), но также и правоохранительных органов.

Быть криптоинвестором в России крайне рискованно

Адвокат АБ S&K «Вертикаль» Руслан Милованов

Полагаю, что в ближайшее время будет подготовлен отдельный законопроект или поправки к другим законам для реализации концепции Минфина.

Считаю, что криптоинвесторы и майнеры будут ждать конкретных законодательных положений для принятия решения о деанонимизации и легализации деятельности. Многое будет зависеть от ставки налога на прибыль от продажи криптовалют и налогового администрирования.

Между тем, исходя из текущих положений концепции можно сделать вывод, что окончательно регулирование криптовалют возможно будет реализовано таким образом, что быть криптоинвестором или майнером на территории РФ будет крайне рискованно.

Майнерам и трейдерам придется сделать выбор

Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев

Поскольку концепция принята с подачи президента и моментально утверждена Правительством, думаю ее в таком же бодром темпе реализуют.

Готовиться, на мой взгляд, нужно к тому, что уже очень скоро всем, кто занимается майнингом или трейдингом криптовалют, придется сделать непростой выбор — выходить из тени и работать в белую или переезжать в какую-то другую юрисдикцию. В России с принятием нового регулирования работать в тени будет опасно, поскольку концепцией предусмотрено внесение соответствующих поправок в УК РФ и УПК РФ.

Могу также предположить, что принятые в спешке нормы будут сырыми и поставят массу вопросов по их практической реализации. ЦБ РФ и ФНС РФ, конечно, будут как обычно выпускать какие-то разъясняющие письма, но любые разночтения в законах, как это у нас водится, будут трактоваться не в пользу граждан. Поэтому время для российских криптоэнтузиастов наступает непростое. Придется и им вслед за остальным предпринимательским сообществом хлебнуть проверок, контроля, пеней, штрафов и доначислений налогов.

Но не все так печально, есть и плюсы. Есть надежда, что тот, кто все же сумеет выполнить все правила и работать в белую, сможет без танцев с бубнами выводить честно заработанную крипту в фиат. На сегодняшний день это самая проблемная стадия работы с криптой, поскольку банки с подачи ЦБ РФ крайне подозрительно относятся к любым операциям, так или иначе связанным с криптовалютой. Стоит им заподозрить, что какое-то перечисление было связано с криптой — они тут же заблокируют операцию и выкатят запрос по 115-ФЗ с огромным списком документов, которые нужно представить, чтобы доказать легальность происхождения перечисляемых средств.

Будем надеяться, что с введением нового регулирования эта позиция поменяется, и выводить криптовалюту в фиат можно будет абсолютно легально через контролируемые ЦБ РФ криптообменники, всего лишь уплатив все налоги и отчитавшись во все заинтересованные ведомства.

Автор
Денис Давыдов-Громадин